Фильм "Аленка" 1961 - действие в котором происходит в 1955 году.
На rutube фильм представлен так:
"В повествовании, которое ведется от имени девятилетней Аленки и ее попутчиков, немало и юмористических красок, и драматизма. Благодаря точно найденным художественным деталям зритель узнает правду об одном из "героических этапов" построения социализма".
Кавычки поставила не я.
Героический этап - это освоение целинных земель в Казахстане.
Сначала я из-за воспаленных глаз не смотрела фильм, а слушала как радиоспектакль. И там так выли ветра, что я подумала - наверное, все события развернутся вокруг борьбы со стихией, грузовик, в кузов которого в начале усаживались герои, заблудится, будет искать дорогу, а женщины и дети, отправившиеся в путь - толкать его из последних сил.
Еще я думала - зря решила, что главная героиня будет похожа на обертку шоколадки. Наверное, это правильная девочка - будущая героиня соцтруда, раз ей приходится жить в таких обстоятельствах.
Но главное - в итоге мне очень захотелось его посмотреть глазами, когда я дослушала до конца.
***
Одна фраза, прозвучавшая в фильме, сильно задела.
- Следующая война будет такая страшная, что я даже не боюсь, - говорит одна из героинь.
Вот с таким выражением лица:

1955 год.
Десять лет прошло после сорок пятого.
Только из-за нее мне захотелось поделиться впечатлениями.
Однако какой-то дурацкий чертенок поволок меня к откликам наших современников.
Наверное, из-за того, что я спрашивала себя - почему я никогда не видела "Аленку".
Почитала. И подумала, что я очень неправильно устроена. Фильм явно снимал нетривиальный режиссер. Лента была переполнена новеллами из жизни каждого пассажира грузовика, и ни одна не повторилась ни по интонации, ни по жизненным коллизиям, ни по изобразительному ряду, и мне не было скучно ни одной минуты.
Особенно удивительно то, что даже в эпизодических ролях снимались звезды нашего кино, а фильм не вспоминали, рассказывая об их биографиях.
Уже потом я прочла, что новелла, где снялся Василий Шукшин, чуть ли не положила начало его литературному творчеству и задала тон режиссерским работам.
***
Претензий у зрителей оказалось намного больше, чем добрых слов для авторов.
Расстроилась даже.
Но потом взяла себя в руки и вспомнила вывод, к которому мы пришли однажды после спора до драки на редакционной планерке: если статью ругают больше пяти минут - надо вешать на доску лучших. Задела, значит. Хорошие сапоги, надо брать.
Итак, современники о фильме 1961 года. (Будут небольшие спойлеры):
- Особенно мне понравилась девушка стоматолог из Прибалтики "...А что бы на моём месте сделал Павка Корчагин?" Рассказ героя Шукшина я принял за комедию. Или его дама психически ненормальная - из Москвы уехать на целину в вагончик жить. Совсем, похоже, невменяемая была. Официант казах тоже понравился. А ещё очень понравилась степная дорога, ни в одном фильме не помню такую красивую дорогу.
*
- Мне только эпизод с Шукшиным понравился, про его житьё-бытье, отношения с молодой невестой.
*
- Всегда с удовольствием пересматриваю фильмы 1950/60-х годов. Пересмотрел и "Аленку"- артисты, краски, приметы времени.
Однако все плюсы перечеркиваются жирным минусом - значительная часть диалогов построена на грубости, оскорблениях собеседника и просто оре, причем неспровоцированном, в самых обыденных житейских ситуациях, а когда возникают обстоятельства чрезвычайные - шофер сбился с дороги и не знает, куда ехать, - то хамство в его адрес просто зашкаливает. (...)
Грубые диалоги персонажей перемежаются их рассказами, которые представляют плохо отрихтованный текст повествования от автора.
Девушка из Риги помечена двумя "ненашими" атрибутами: беретиком и брючками. Несмотря на это, она настолько идейна, что постоянно обращается к образу Павки Корчагина, что навевает вопросы: дело происходит в 1955 году, она шесть лет отучилась в медицинском институте плюс десять лет в школе, куда, следовательно, поступила в 1939 году. Где она училась во время войны? Откуда такое интимное знакомство с советской литературой? Или ее родители – убежденные коммунисты? (...)
Интересна еще одна группа генетически вежливых людей: это казахи. Они постоянно улыбаются, всегда благожелательны, говорят уважительно и по делу, а не отвечают вопросом на вопрос. Несколько особняком стоит казахский мальчик, который почему-то весь грязный, как шайтан, выбирается из колодца, откуда они с дедушкой берут воду для еды. Впрочем, это никого не смущает. Смущает то, что он, суворовец (как выясняется потом), имеет тамгу, которую у него под шумок свистнула Аленушка. Линия с этим немарксистским символом остается нераскрытой.
Наконец, в школьной вставке от автора, неталантливо переделанной под рассказ Аленки, появляются корректные русские персонажи: учитель и директор. Но этот эпизод явно заточен на то, чтобы повеселить зрителя (comic relief), поэтому педагогическую вежливость в расчет брать не приходится.
Как вели себя и как разговаривали люди в то время? Наверное, и так, как показано в фильме, но, наверное, и иначе, по-человечески, вежливо. Так почему постановщики акцентировали внимание на грубости и на повышенных тонах? Однако демонстрация (в добром по задумке фильме) нецивилизованной формы общения - своего рода индульгенция для зрителя, склонного к хамству: мол, раз уж в кино так можно, то мне и подавно.
*
- Вероятно, Антонов (писатель, автор сценария Сергей Антонов) сознательно взвинтил тон общения своих персонажей, и под ним скрывается обыкновенный человеческий страх перед суровой действительностью, в которой они оказались.(...) Люди боятся, поэтому и одевают внешнюю броню или срываются на тех, кто им не ровня (Алёнка). Получается любопытная ситуация. С одной стороны, это мужественные целинники, комсомольцы, преодолевающие житейские трудности ради построения "светлого будущего". С другой стороны, обыкновенные люди, далёкие от идеалов, не лишённые внутренних противоречий, порой вынужденные ломать себя и подстраиваться под окружающих, чтобы соответствовать сложившейся идеологической системе. Поэтому повесть Антонова вовсе не такая уж односторонняя, в ней хватает подводных камней. Но Барнет (режиссер фильма) спасается от них, переводя свой фильм то на лирические, то на комические рельсы.
*
- Фильм шикарный, лёгкий, воздушный, полон добра и света. Барнет - душка, такое сварганить! Не ищите вы прямых житейских параллелей, это авторское кино, Барнетовское. Собственный киноязык, как у Платонова в прозе.
*
- Мне фильм очень понравился, хотя впервые посмотрел его только сейчас. Правда, не все из четырёх новелл, составляющие его, получились равнозначными. Самой слабой, как ни странно, мне показалась вторая, про Алёнку и её приключения в школе ... А самая классная, безусловно, третья - про москвичку и тракториста! И здесь опять не могу удержаться от дифирамбов в адрес цветной плёнки, на которой снят фильм! :) Мало того, что увидел станцию метро "Комсомольская" образца 1961 года, так ещё и Майя Менглет здесь красива - спасу нет! :) Выскажу весьма спорное суждение, что в том же "Дело было в Пеньково" Майя выглядела достаточно серо - в прямом и переносном смысле ;)) - а в "Алёнке" своей красотой она могла бы потягаться с самой Софи Лорен! :) Кстати, несмотря на скоротечность новеллы, успеваешь оценить таланливо снятые эротические сцены, когда Лида (М.Менглет) обёрнута в полотенце в избе после бани, и когда Степан (В.Шукшин), после того, как она чуть не замёрзла, растирает её обнажённую спину! :)
*
Валерий из Севастополя. 2010 год:
- Николай Крючков, Николай Боголюбов, Василий Шукшин, Майя Менглет, Ирина Зарубина, Эраст Гарин. Замечательный фильм "Аленка", очень его люблю. А Наташа Оводова (Аленка) просто прелесть. Я его позавчера смотрел, но не досмотрел. Буду досматривать. Смотрел очень давно, когда был маленький приезжала бабушка. Она так любила этот фильм.
Было солнечно, и мы дома вдвоем смотрели. Я с того времени фильма практически не помню, лишь отдельные эпизоды. Фильм снят еще в 1961 году, очень старый, а действие происходит, когда ехали осваивать целинные земли. Помните фильм "Иван Бровкин на целине"? Вот это в те времена происходило. Люди ехали в казахские степи, где голая земля, страшные степные ветра. У меня Аленка всегда ассоциировалась с шоколадкой Аленка. До того как фильм посмотреть представлял перед собой ту девочку на обертке шоколадки в платочке. Мне очень понравился Витаминыч - Аленкин учитель, также девушка из Риги и, конечно же, сама Аленка.Столько в ней жизни, задора, юмора смекалки, красоты, доброты. Поздравляю всех с праздником 7 ноября.
*
- А мне понравилось всё - и новеллы, и герои, и монологи, и даже то, как они ругаются. В каждом кадре ЛЮДИ, а не штампы.
*
- Замечательный фильм! Прекрасные актёрские работы, лёгкие, весёлые, хохотал почти до слёз, не ожидал такого чудного подарка из пятидесятых...
***
Вот про не-штампы - абсолютно точно.
Я как глазами Аленку увидела - у меня аж сердце защемило.
У моей бабушки в ходу было два названия для головного убора, который она носила всю жизнь, не снимая. И я их тоже носила, как Аленка, когда мы жили в отцовской части в глухом лесу в Калужской области.
Косинка и полушалок.


И у Аленки были разные платочки - для дорожной пыли и легкая газовая косыночка, которую она повяжет в конце, когда увидит знакомого мальчика.

*
Фильм начался, как многие другие, снятые в те времена:
В 1955 году многие тысячи молодых и немолодых людей со всех концов нашей родины устремились на плодородные целинные земли. И в том же 1955-м несколько человек уезжали с целины. И среди них была Алёнка.
Ну, далеко не все уезжали - просто у каждого пассажира был повод добраться до города. Аленка ехала учиться, у взрослых были свои дела.
Пейзаж выглядел, действительно, не очень радостно.


И шофер, конечно, заблудился.

И вот так ему подсказывали дорогу:
- Поедешь точно на запад!
- Я сам знаю. На запад, а где он этот запад.
- Поедешь по теням, а потом по столбам. Понасажали полную машину народу, а куда ехать, не знают. Тебе говорят, езжай по теням, а потом по столбам.

*
В грузовик по дороге подсядет девушка из Риги.
Сейчас такое и представить себе невозможно. Я даже подумала - может, из-за этого фильм забросили на дальнюю полку. Тут тебе и латышка, еще и казахи кругом.
Но меня ее замечательные монологи ничуть не смутили. Наверное, в 1961-м помнили латышских стрелков, а до 1991-го было еще тридцать лет.

- Мой папа - заслуженный врач, и я всегда мечтала быть достойной своего папы. Я пошла в комитет комсомола и попросила отправить меня на целину. И вот я оказалась на целине. Нас приехало много, много. И по радио кричали. "Шофера направо". И шофера шли направо. "Трактористы налево". И трактористы шли налево. А потом радио спросило: "А ты кто?" -" Я стоматолог. Я окончила институт и очень хочу работать". Но вышла такая неудача. Оказывается, мне надо было ехать совсем не сюда, а в областной отдел здравоохранения. Но здесь оказались очень добрые люди. Они не стали посылать меня обратно в Арык, а сказали, что отправят в совхоз Южный. Там очень культурный директор и для медицины создаст исключительные условия.

- У меня и шипцы есть. Вот, для верхней челюсти. Вот для нижней.
Девушка из Риги Эльза Калнынь, действительно, все время вспоминала героя эпохи.
- Но вышла такая неудача. Оказалось, я села не в ту машину. Мужайся, Эльза, сказала я себе. Подумай, что бы сделал на твоём месте Павка Корчагин? Безусловно, Павка вышел бы на шоссе и остановил попутную. Я пошла на шоссе и мне было так хорошо, что я могла бы пройти пешком всю целину. Но оказалось такая неудача - на целине не было шоссе...
(...)
- "Отныне, Эльза," сказала я себе, "эта добрая женщина будет твоя вторая мама." Я сказала ей, что меня послали по комсомольской путёвке к ней, что у меня есть двое шипцов, одни для верхней челюсти, другие для нижней. Потом я спросила: "А где будет мой кабинет?" - " Какой кабинет? ... Ах, кресло тебе! Да ты куда ехала! ...Ты что ждала от совхоза, которому года ещё нет. Ты что ж думала, будешь рвать зубки, а вокруг будет ходить оркестр и играть "Дунайские волны"?Ты, вот что, милая, ступай в Каратау, добывай кресло, бормашину и помещение. С пустыми руками не возвращайся". Мужайся, Эльза, сказала я себе. Подумай, что бы на твоём месте сделал Павка Корчагин?
***
Я второй кусочек показала, потому что меня заинтересовало Каратау. Возможно, город называется сейчас иначе, но нейро мне подкинуло:
"Место рождения писателя Сергея Лукьяненко – казахстанский город Каратау (Жамбыльская область Казахстана, административный центр Таласского района). При этом семья у писателя интернациональная: отец родом с Украины, мать – татарка, а семья ее жила в Семипалатинске.
"Родители приехали в те края после войны, когда людей мотало по всей стране в поисках лучшей жизни, интересной работы", – говорит Сергей Лукьяненко.
Про нынешнюю судьбу города лучше бы я и не читала.
А вот актриса меня заинтересовала. Я увидела в справочнике, что живет в настоящее время Анда Зайце в городке Огре, близ Риги. Красавица, королева эпизода.

Это она - член молодежной бригады в фильме "Первый троллейбус". В кадр не уместился молодой Олег Даль.

В "Мертвом сезоне" она сыграла Кэтрин, секретаршу "мистера О'Рейли".

А в "Проверке на дорогах" партизанку, переводчицу Ингу.

В "Аленке" она вместе с девочкой смело идет навстречу трудностям.

- Спасайтесь дочки где-нибудь! Казахстанский дождь идёт. Бежать надо.
*
Что касается грубых текстов, то даже не знаю, что имел в виду комментатор.
Может, этот монолог "начальства", мужчины в годах, который оставил дома больную жену и детей?

- Чего я сюда сорвался? Зачем поехал? Потому что понимаю - моё дело здесь, и никто этого, кроме меня, не сделает. ... Приедут, поглядят, и в первую очередь начинают придуривать. Они, видишь ли, творить желают, а мы для ихнего творчества должны доставать гвозди. А здесь в степи уж, чтоб достать гвоздь, надо затратить творчества больше, чем сочинить "Евгения Онегина".
И в диалоге с ним прозвучала фраза, которая обречена стучать в моих висках:
- Тут каждая лопата на счету, а тебе болеть приспичило. В войну, небось, не слыхала, где что болит. Шуровала, небось, по две смены наравне с дизелем. -
- То война.
- Недопонимает... Нынешняя уборочная, если хочешь знать, имеет международное значение Каждая тонна хлеба удаляет войну, ясно?
- А шут с ней, с войной-то.
- Как это "шут с ней"?
- Да она такая уж будет страшная, что я её и не боюсь.
*
Из замечательной миниатюры с учителем Витаминычем и Аленки я только снимки поставлю.
Она длинная и смешная, ее надо смотреть:


*
Суть истории, в которой сыграли Майя Менглет и Василий Шукшин, вы наверное, уловили.
Тракторист увлек москвичку, которая поссорилась с родителями в тот самый день и час, когда он проезжает через столицу, в дальние края.
И тут такое началось!!






Степан оказался в грузовике, потому что едет на станцию встречать жену - она, видно, к родителям отъехала.
Попутчики его взбадривают:
- И не думай, парень, и не сомневайся - не приедет.
А я вот вам не скажу, чем дело тут закончилось.
*
История женщины, которая ехала домой и всех почем зря костерила всю дорогу, оказалась настоящей трагедией.
Она потеряла здесь дочку.



Та трагически погибла, не проработав и трех дней.
И мать боится, что ее сестра-близняшка, узнав об этом, тоже рванет в казахстанскую степь. Встать на ее место.
- Что за дети пошли, прости Господи! И что тянет их в дальние дали на тяжёлые дела? У нас на заливных-то лугах травы сахарные. Хоть варенье с них вари. Полежишь на лугу, от тебя мёдом пахнет! А дочкам моим ничего не надо. Ни уюта, ни покоя. А надо им одну только голую степь И не угнаться за ними и не понять их родной матери. ... Рвалась на целину. А не повидала путём, что это за целина такая. Всего три дня и прожила на целине на этой. ... Вернулась я к ней. Гляжу, лежит у неё в ногах лиловый букетик. Первые цветочки... Кто-то собрал и положил, чистая душа.

Директор совхоза:
- Если вы не возражаете, Василиса Петровна, вот, где мы её похороним. В парке мы её похороним. В самой серёдке, куда сойдутся все дорожки, и где через несколько лет, зашумят ивы и клёны. И не просто похороним, а камень привалим. Гранит! И на том камне граните выбьем золотом её имя, фамилию и нынешний горячий год тысяча девятьсот пятьдесят пятый, чтобы каждый житель будущего нашего города, по какой-то бы дорожке ни пошёл, пришёл бы к этому камню и вспомнил бы про комсомольцев, которые не испугались променять домашние ватрушки на пустую степь...
*
Вдвойне горько сегодня это видеть.
Такое вот кино послушала я и посмотрела. Режиссер Борис Барнет. Снят фильм по одноименной повести Сергея Антонова на "Мосфильме" очень много лет назад.
А сердце задевает. В отличие от многих сегодняшних, от которых ни жарко, ни холодно.
Может, и есть в "Аленке" недостатки...
Но то, что я не забуду это кино никогда, - точно
Свежие комментарии