Следить за этим восхитительным процессом женской дуэли крайне весело и занимательно. Смеемся здесь до колик. Комедия? Конечно. Но какая? Сам автор назвал ее «комедией с балетом и синхронным плаванием». Все это будет на сцене. Но постановщики уточнили, сняв с себя всякую ответственность: комедия, но утопическая.
По сути, фантазия. Игра воспаленного воображения, почти буффонада. Напомним, что еще не так давно это спектакль с аншлагом играло блестящее трио — Людмила Гурченко, Лариса Удовиченко и Владмиир Стержаков. Но сегодня — это не вчера. И спектакль в Театре Моссовета совсем другой. — Чтобы не выдавать ходы и не путать зрителей экстравагантностью поступков героев, рассказывать сюжет отказываюсь, — говорит режиссер Татьяна Архипцова. — Но в одном предложении события можно сформулировать так: «Соперничая из-за любви к одному мужчине, две женщины — рыбачка и балерина — совершают поступки, в которые трудно поверить». Могу добавить, что все заканчивается неплохо, и все, к радости, танцуют. И как у Окуджавы, «все наши глупости и мелкие злодейства так обаятельны для тех, кто понимает». Поэтому в итоге и в конце концов будем и мы счастливы в обнимку с героями. Если не сами, то хотя бы за них. Сценография очень лаконична — тем более, что спектакль играется в Малом зале «Под крышей». Александр (Шура) Петров намеками рисует образ корабля с его сложной машинерией. Штурвал и рыба — как основные символы двух бурь, которые разразятся по ходу спектакля. Они будут символичны и метафоричны, как, впрочем, и вся сюжетная история похищения «по приколу». За любовь надо бороться. Эту истину по-своему понимает прекрасная рыбачка Мария (невероятно пластично-секспильаная клоунесса Екатерина Девкина), которая всеми правдами и неправдами, вплоть до затопления катера, завоевывает себе вялого электромеханика третьего класса Володеньку. Он будто тряпичный Арлекино — Алексей Трофимов. Это похищение номер один в стране, где мужчин на всех не хватает. Артист играет, как ни грустно признать, «героя нашего времени». Бесхарактерного обаятельного подкаблучника, который не дотягивает до альфа-самца, но на продолжение рода вполне годится. В критической ситуации будет признаваться в любви любой женщине. Он, конечно, по-своему любит свою жену, знаменитую петербургскую балерину Ангелину Ивановну (вы можете представить, о чем они разговаривают?), но это не помешает ему остаться, отдаться в Анапе (откуда, кстати, родом драматург) отчаянной рыбачке и сделать ей семь детей. Но он не виноват — его же похитили… Чтобы довести ситуацию до абсурда, будет и похищение номер два. Тут «на бис» гротескный выход Ангелины Ивановны в черной вуали — прекрасная работа Анны Гарновой. Она создает образ балерины на пенсии — теплый, трагикомичный, неоднозначный, оставляя воздушное пространство между собой и своей героиней… Опять в ход идут проклятые кингстоны, и снова чудо спасает героев. Но это еще не финал в котором будут и пистолеты, и настоящая дуэль, и балетные пачки… Спектакль, полный драйва и юмора, в котором каждая реплика как вкусная конфета с ироничной начинкой, идет в невероятном ритме, который поддерживают все члены ансамбля. Прекрасна Вера Каншина в роли элегантной прислуги Прасковьи Федоровны. Уморителен Александр Попело в роли несчастного соседа Павла Аркадьевича. Наконец, юная Анфиса, мстящая за маму — пластичная и комичная одновременно Евдокия Карева — настоящая находка и тонкая краска в общий ансамбль. Ну, а смысл этого «шапито-шоу», полного игровой стихии, иронии, юмора, даже иногда сарказма? Каждый для себя определит сам. Слоев здесь автор наметил немало — вплоть до философских обобщений о том, что мы все «единое целое». Не зря же Гладилин получил образование философа. И впрямь, все эти «глупости и мелкие злодейства так обаятельны для тех, кто понимает». И в какой-то момент эти смешные люди в своем вихре житейских страстей напомнят нам чеховских героев — таких же нелепых, трогательных, живых людей. Зритель может вполне узнать себя в одном из них. И призадуматься… По сути, театр предлагает нам лупу. Или зеркало — кому что больше нравится. Не делая строгих выговоров и не вынося приговора. А деликатно напоминая и мужчинам, и женщинам: у вас всегда есть выбор остаться Человеком. Даже в любви. Проявить благородство. Кстати, любить — иногда означает легко отпустить человека на все четыре стороны. К его любимому делу. Правда, не все на это способны. Не бог весть какая истина, но уже подзабытая — и вовремя всплывшая в Театре Моссовета.
Свежие комментарии