Народной артистке СССР Эдите Станиславовне Пьехе в этом году исполняется 88 лет. Эту красивую дату — «две бесконечности» она отметила по-особенному. Потрясающей красоты подарок получили Государственный Эрмитаж, поклонники творчества певицы, а также почитатели таланта российских модельеров — Вячеслава Зайцева, Татьяны Парфеновой, Ирины Танцуриной.
В реставрационно-хранительском центре Эрмитажа «Старая деревня» открылась выставка «А жизнь продолжается…», на которой представлены 26 концертных и повседневных платьев Пьехи. — Стиль — романтичный, очень искренний, иногда даже немного эпатажный — и это все Эдита Пьеха, — отмечает хранитель коллекции костюмов Государственного Эрмитажа Нина Тарасова. Название выставке дала строчка из песни, которую Пьеха впервые исполнила в 1979 году. Как известно, по происхождению она была полькой, но родилась во Франции. И этот французский шик, как и милый иностранный акцент, принесла на советскую сцену, а затем показала миру, ведь Эдита Пьеха — лауреат многих музыкальных конкурсов. Одним из первых одевать певицу стал Вячеслав Зайцев. В коллекции Эрмитажа теперь восемь ансамблей, которые он создавал для Эдиты Пьехи в разные годы. Для нее работали также два других известных московских модельера — Александр Шешунов и Владимир Середин. А в Ленинграде абсолютным эталоном стиля был Ленинградский дом моделей одежды, который располагался в знаменитом Доме Мертенса на Невском, 21. В нем по сути было создано небольшое экспериментальное производство, где разрабатывали будущие модные тенденции для советских женщин. Ведущий художник-модельер Ленинградского дома моделей Нонна Меликова, которая представляла советскую моду даже в США, в 1980-е годы создала для Пьехи пять ансамблей. "Одеваем не меня, одеваем песню" — говорила модельерам Эдита Пьеха Необычный для Эдиты Станиславовны наряд — брючный ансамбль — был создан для нее в 1990-е — первые годы существования модного дома Tatiana Parfionova. А уже в начале XXI века модельер увидела ее совсем другой — в платье из шелка в бирюзово-голубых, любимых артисткой тонах. Ирина Танцурина, основатель собственного модного дома, тоже одевала певицу и вспоминает, что та с особенной нежностью относилась к белым нарядам: «В белом ощущаю себя невестой» — ведь «настоящей» свадьбы со всеми традиционными атрибутами у нее не случилось. Теперь в коллекции Эрмитажа будут храниться три концертных платья Пьехи работы Танцуриной из шелковых тканей в светлой цветовой гамме. Стиль Пьехи формировался с годами — на первых сохранившихся телевизионных записях наряды довольно короткие, но неизменно не слишком открытые. Часто темные: на выставке, например, есть темно-синее платье, в котором певица появилась с песней, давшей название эрмитажной экспозиции. Еще черное, украшенное оборками и цветной вышивкой — блестящими новогодними шарами. В нем Пьеха появилась на телеэкранах в новогодней программе «Песня-88» с энергичным и искренним «Семейным альбомом». Постепенно наряды, близкие к повседневной моде, сменяют длинные, многослойные, пастельных тонов, с роскошным декором — кружево, вышивка, перья, сложные оборки. И все это не просто так — по воспоминаниям мастеров, которые с ней работали, Эдита Пьеха говорила: «Одеваем не меня, одеваем песню». Например, новый наряд в голубых тонах для исполнения песни «Венок Дуная», которая впервые прозвучала на «Голубом огоньке» в 1963 году, создавали почти полгода, чтобы все было идеально. Практически неизменный фирменный знак — крупный цветок на левом плече. Казалось бы, 26 экспонатов — не слишком масштабная выставка. Но рассматривать их можно едва ли не бесконечно — оценивая детали, сдерживая желание прикоснуться к прохладному шелку. И важно отметить, что экспозиция рассказывает не только о творческом пути певицы, но и об истории отечественной моды. Напомним, что в Эрмитаже создана Галерея костюма, в которой представлены наряды от XVIII века до 1910-х годов. А ранее в «Старой Деревне» прошла выставка памяти модельеров Вячеслава Зайцева и Валентина Юдашкина, работы которых хранятся в музее. — Выставка костюмов советских и российских модельеров, подаренных нам Эдитой Пьехой, — это интересный период, который надо правильно понять и правильно освещать, — подчеркнул директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, — и этим занимается наш отдел костюма в «Старой Деревне». Выставка «А жизнь продолжается…» продлится до 20 апреля.
Свежие комментарии