Если в зале окажется зритель, который никогда не слышал о Шукшине, то он даже и не догадается, что это некий советский деревенский писатель. Вполне возможно, что это вообще наш современник, а может и не наш, а иностранец. В спектакле показано пять рассказов, и такое ощущение, что действие каждого из них происходит не просто в разных странах, а даже и в разных эпохах.
Первый — рассказ показан так, будто история произошла во Франции в середине 19-го века. Актеры фактически изображают живые полотна в стиле Густава Курбе. И текст Шукшина идеально ложится на эту легкую атмосферу французского реализма. Будто и писал он не о наших, а о тех людях. Второй рассказ — будто переносимся в Америку 1920-х-30-х годов. Он выглядит как вырезанная сцена из фильма Сержа Леоне «Однажды в Нью-Йорке». И тоже Шукшин к месту. Третья история — Гамбург начала 1960-х. И снова все красиво, все ложится. Все так и должно быть. Неужто Шукшин немец? Нет, конечно. Но проблемы едины и для нас, и для иностранцев. Таким незамысловатым образом Крылов раскрывает подлинный талант Шукшина. И это замечательно. Четвертая история — настоящая Италия из фильмов Паззолини… Апофеоз спектакля. Абсолютно шокирующее действие с очень тонким юмором. (Секрет того, что шокировало лично меня, раскрывать не буду, чтобы не портить вам впечатление). Впрочем, это всего лишь мои версии. Вполне возможно, что вы увидите другие времена, другие страны. И это прекрасно. Важно, что Шукшина можно ставить и так, и по-другому, и по-третьему. И он получается великолепно. Также не могу не отметить удивительную цельность спектакля. С одной стороны, пять рассказов с совершенно разными героями — но это не пять разных историй. Это именно цельное произведение, со своей внутренней логикой, объединенное единым стержнем в виде полунеудачливого писателя-лектора, который совершенно нелепо, но с душой дает нам литературный мастер-класс. Разумеется, не могу не упомянуть блестящих актеров: Дениса Аврамова, Елену Ворончихину, самого Михаила Крылова и немногословного Игоря Войнаровского. Удивительное умение почти ничего не сказать на сцене, но при этом создать уникальный и честный образ совершенно вне времени. Он и обычный мужик, итальянский, русский, и современный хипстер! Браво! Спектакль наполнен очень живым и добрым юмором, в нём продумана каждая мелочь. Четвертый же рассказ — вообще эталон. Если бы весь спектакль был поставлен в этом стиле, он однозначно стал бы лучшим в сезоне. Такое количество юмора, шока и правды — встречается на сцене очень редко. К большому сожалению, есть небольшая ложка дегтя в виде достаточно невнятного пятого рассказа. На мой взгляд, он не совсем подходил для финала. Нет, он по-своему хорош. Но предыдущий эпизод был слишком сильным. Поэтому я ждал на финал что-то совсем сверхъестественное. А мне показали просто хорошее. Соответственно, спектакль превратился из категории «гениальный» в «отличный». Но это тоже здорово. К большому сожалению, я не рекомендовал бы ходить на этот спектакль с детьми даже школьного возраста. Просто потому, что темы, поднятые в нём достаточно взрослые. Детям они будут непонятны. Хотя скучать, конечно, они не заскучают. Но, чтобы «Мастерская Петра Фоменко» не расслаблялась, закончу обзор упрёком. Правда, относится он не к Михаилу Крылову, а к театру целиком. Почему, спрашивается, следующая премьера будет только в феврале?! Почем полсезона позади, а театр представил только один новый спектакль?! Требую больше! Требую чаще! Требую каждый месяц по премьере! Потому что каждая из премьер у Фоменко — это настоящее удовольствие! Не сомневаюсь, что постоянные зрители Мастерской Фоменко со мной согласятся!
Свежие комментарии