Каждый раз мне казалось, что я попадаю в прошлое, притом не в то прошлое, в котором происходит действие, а в СССР в 1970-е годы, что я смотрю на сцене фильм, снятый где-нибудь в Прибалтике в позднесоветском строе, поэтому вместе с безысходностью возникает и легкое чувство ностальгии по тем прекрасным временам.
Несмотря на то, что Гончаров — именно театральный режиссер, его постановки кажутся немного киношными; такое ощущение, что он разговаривает со зрителями именно на киноязыке, который при этом органично сочетается со сценой. И этот киноязык обволакивает, завораживает зрителя. А поскольку перед нами не экран, а именно живые актеры, то эффект значительно усиливается. Полное погружение как в проблемы героев, так и в советскую эпоху пятидесятилетней давности. Вообще, у меня сложилось впечатление, что сейчас выйду из театра и окажусь не в Камергерском переулке, а где-нибудь на пляжах Юрмалы. Еще когда я узнала, что Андрей Гончаров работает над спектаклем по Стриндбергу — было понятно: спектакль получится. Уж слишком они похожи по духу, по подаче. Приятно, что я не ошиблась. А еще приятней, что у Гончарова получился очень женский спектакль. Даже удивительно, как молодой режиссер-мужчина смог так точно затронуть темы, волнующие взрослых, опытных женщин, за плечами которых многие годы брака. Постановка простая, драматургически не замысловатая. В ней заняты всего два актера — Артём Быстров и Ольга Литвинова. Несмотря на то, что актеры — молоды, они играют супружескую пару, прожившую долгую совместную жизнь. Перед нами вполне благополучная семья без всплесков эмоций, без скандалов и радостей. Просто живут и воспитывают детей. Она образцовая домохозяйка, он добытчик и кормилец. Все как у всех. Она знает его на 100 процентов. Знает, какую передачу ему надо посмотреть, что он хочет поесть и как ему надо вести себя в сложных ситуациях. Он шагу не может ступить без ее контроля и советов. Такие «глубокие родственники». Неожиданно его отправляют в командировку, и у супругов есть возможность побыть отдельно друг от друга, расшевелить давно уснувшие чувства. Они пишут друг другу письма, которые с каждым разом становятся все более и более нежными. И, наконец, решают встретиться в маленьком городке, где начиналась их любовь. Он маринует шашлык, а она покупает для встречи ярко-розовые туфли. И вот, томимая ожиданием, она приезжает, а он… спит. Упс, первое разочарование. Они гуляют по пляжу, но все время упираются в непреодолимые стены. Им просто нечего сказать друг другу. И вот уже шкурки сброшены, и перед нами уже не упитанные люди средних лет, а молодые красавцы с прекрасными телами. Но… снова ничего не происходит. И это еще одно женское разочарование. Трагедия, но поданная красиво, пастельными театральными красками. С одной стороны, я искренне сочувствовала Лили, мне досконально понятны все ее проблемы, я сама через это прошла. Это грустная история, и я расстроена и за героиню, и в первую очередь за себя, потому что я испытывала те же самые переживания, но они не были такими красивыми, проникновенными. Мне казалось, что я просто живу, как все. А Гончаров доказывает, что даже обыденная драма может быть красивой, лиричной. Вообще, на мой взгляд, это спектакль о женском разочаровании. Он называет ее мамой, а она это ненавидит. Ведь в душе она все та же девочка. Она хочет веселья и радости, а он — шашлыка и поспать. Они больше не мужчина и женщина, они мама и папа. Грустно? Нет, наверное. Типа, все так живут. Но спектакль оставляет грустное послевкусие о несбывшихся надеждах, об отсутствии женского счастья. И упование, что где-то же бывает по-другому. Разумеется, в первую очередь я рекомендую этот спектакль для семей, проживших вместе долгие годы. Постановка позволяет не просто переосмыслить все происшедшее, но и понять причину этого. И очень хорошо, что режиссер не пытается морализаторствовать. Он не объясняет, почему так получилось, но это становится и так понятно каждому. Сейчас очень модны психологи, к ним бегают по каждому поводу. На мой взгляд, спектакль «Осень» даст гораздо больше полезных советов, нежели самый крутой специалист. Оно и логично. Именно для этого и нужен театр.
Свежие комментарии